Великая раса Йит (англ. Great Race of Yith) — вымышленные разумные существа в Мифах Ктулху, созданных Говардом Лавкрафтом. Впервые упоминается в коротком рассказе Лавкрафта «За гранью времен». Раса названа великой, так как только она смогла овладеть путешествиями во времени. В рассказе «За гранью времен» их называют просто Великой расой, а имя планеты (Йит) упомянуто только один раз. В отличие от многих других рас, которые фигурируют в мифах Ктулху, Великая раса описана Лавкрафтом очень тщательно. Почти треть рассказ «Тень с безвременья» посвящена описанию быта, внешнего вида, архитектуры и других особенностей этих существ.

Вид[править | править код]

По словам рассказчика в произведении «За гранью времен» вид представителей Великой расы таков:

"Сами эти существа внешне представляли собой огромные складчатые конусы высотой до десяти футов (3 метра), голова и некоторые другие органы которых помещались на концах толстых эластичных отростков, выходивших из вершины конуса. Мысли свои они выражали посредством щелкающих и скребущих звуков, издаваемых огромными лапами или клешнями, венчавшими два из четырёх упомянутых отростков, а передвигались путём расширения и сжатия нижней части конуса, покрытой каким-то особым клейким ферментом."
―Г. Ф. Лавкрафт, «За гранью времен».

История[править | править код]

Великая Раса, когда она еще не была великой, населяла планету Йит более 200 миллионов лет тому назад. Йитианцы овладели способностью перемещения сознания в другое тело (другими словами, способностью обмена телами), и когда их планета начала умирать, они все взяли и переместили свои сознания на Землю, в тела разумных конусообразных существ. Там они продолжили свои исследования, и вскоре смогли переносить сознание не только сквозь пространство, но и через миллионы лет в обоих направлениях. Время стало подвластно им, и Йитианцы использовали его для своих дальнейших научных изысканий, в процессе познавая все, что было, и все, что еще не случилось. Они овладели лучшими технологиями прошлого и будущего. Правда, было одно «но» — в будущем они не видели себя в обличии тех самых конусообразных хлюпающих существ. Они стали копать и узнали, что спустя несколько десятков лет их раса исчезнет в связи с ужасным катаклизмом, и произойдет это в период, который позже назовут Меловым (около 65 миллионов лет до нашего времени). Этот катаклизм порождал в Йитианцах первобытный ужас, как и то, что станет его причиной — жутковатые «летающие полипы», жившие под землей. По какой-то причине Великая Раса не нашла способа борьбы с ними, и продолжала их бояться. Периодически полипы вылезали из-под земли и вступали в битву с Йитианцами; в бою попрощались с жизнью многие представители Великой Расы.

Узнав, что их ждет в будущем, Йитианцы не стали паниковать. Перед самым катаклизмом они просто-напросто взяли и переместили свои сознания сквозь время далеко вперед, в тела представителей паукообразной расы, населявшей Землю после смерти человечества и расы, жившей после него. Таким образом Великая Раса продолжила своё существование и исследования.

Контакты с людьми[править | править код]

При обмене телами с представителями той или иной эпохи Йитианцы отправляли своё сознание в тело избранного в его времени, а своё тело на время предоставляли сознанию пленного. В теле пленника они оставались в течение нескольких лет, изучая книги и мир его времени. Несчастный, заточённый в тело конусообразного Йитианца, был вынужден жить в доисторическом мире; вскоре после своего «приезда» он получал доступ к библиотеке Великой Расы, в которой хранилась вся информация, добытая ею. Как только Йитианец-путешественник был готов вернуться в свою эпоху, воспоминания пленника блокировались, и он безопасно возвращался в своё родное тело. Единственным напоминанием о том, что произошло, оставались его сны, в которых он видел себя в теле конусообразного существа, общался с себе подобными и читал таблички из библиотеки.